Мой комментарий для «Делового Петербурга»
Вопрос журналиста: Как вы думаете, почему компании повсеместно запускают бесплатные онлайн сервисы? Они могли бы поднять цены, спрос на их сервисы сейчас явно увеличился, однако они, напротив, предоставляют доступ к контенту бесплатно. Является ли это способом привлечь внимание к своим сервисам, найти новых клиентов? Выгодно ли компаниям запускать такие акции?
Вопрос очень интересный. Действительно, почему бы не поднять цены на свои товары и услуги, если сервисы онлайн сейчас на пике популярности?
Потому что данный маркетинговый ход не имеет ничего общего с долгосрочной стратегией предприятия. Им пользуются компании, не заботившиеся о своем имидже и не оценивающие ситуацию в долгосрочной перспективе.
Дело в том, что в связи с внешней ситуацией, сейчас происходит вынужденное повсеместное изменение формата общения с оффлайн на онлайн. Причем, людям тяжелее для восприятия именно классические сферы интертеймента (чтение книг, просмотр ТВ и пр.). Привычка не сформирована, поэтому переход на диджитализацию должен переходит плавно, без ощущения у покупателей дополнительного давления в виде денежных затрат. Именно мягкое формирование нового потребительского поведения позволит в дальнейшем перечисленным Вами компаниями быть в топе лидеров нового цифрового рынка. Это хорошая стратегия для формирования новой линейки продукции и покупательского спроса на нее.
Второй аргумент в пользу лояльности компаний – это их имидж для существующих покупателей. Вы не зря привели в пример крупных игроков, которые не гонятся за сиюминутной выгодой, а работают по принципу Парето и следуют главной маркетинговой стратегии про ценность постоянных клиентов.
Бесплатные сервисы в сфере онлайн сейчас — это также классический этап авторонки продаж – трипвайер. Трипвайер создан призывать покупателей выбирать продукт или услугу онлайн, даже не сравнивания затраченных средств и ее ценности, потому как выгода приобретения в данном случае очевидна: онлайн сервис практически в условиях отсутствия оффлайн альтернатив еще и бесплатно. А как работают грамотно выстроенные автоворонки продаж ив чем их цель мы все знаем.
Подводя итог, могу сказать, что действия компаний, предлагающих онлайн сервисы бесплатно – это , конечно, не альтруистическая акция компаний, а серьезно продуманная маркетинговая стратегия, призванная увеличить число новых покупателей и сохранить уже имеющихся постоянных клиентов в долгосрочной перспективе. К тому же эта стратегия ведет к формированию спроса на новые продукты диджитализации.