Оптимизация работы отдела продаж в условиях кризиса

Автор:Татьяна Дроздова

Оптимизация работы отдела продаж в условиях кризиса

Статья для журнала «Управление сбытом»

Кризис всегда требует оптимизации затрат предприятия. Первая статья расходов, которая сокращается в b2b – это имиджевая реклама в СМИ, выставки и иные затраты, почти не затрагивающие основной технологический процесс предприятия. Продажи, наоборот, выходят на передний план. Отдел продаж – то подразделение предприятия, которое в кризис должно работать особенно эффективно, иначе владелец проиграет борьбу за выживание.

Тем не менее, оптимизация работы отдела продаж — необходимая задача, нацеленная не только на сокращение издержек предприятия, но также на более качественное привлечение новых клиентов и удержании текущих.

Что можно оптимизировать в ОП в кризис?

  1. Функциональная структура отдела продаж. Подумайте над объединением функций у сотрудников. К примеру, в промышленных B2B очень часто функцию РОП выполняет коммерческий директор. Маркетолога можно привлечь для функций sales support и расчета конверсий продаж, еженедельной сводки результатов работы отдела сбыта (координатор продаж), некоторые продавцы могут быть полезны в составлении КП и так далее.
  2. Работа с клиентской базой. Проведите ABCXYZ-анализ своих клиентов (много и часто покупающие), займитесь только теми, кто попадает под AX, AY и BX. Добавьте сюда главу «стабильно платящие». В кризис дебиторская задолженность – одна из самых основных проблем. Плюс новые клиенты должны быть финансово устойчивыми. Другим оставшимся клиентам направляйте периодические авторассылки, но не делайте их фокус-группой для продаж.
  3. Организационная структура отдела. Если у Вас нет структуры продаж, самое время ее сделать самому или с помощью квалифицированного тренера извне. Как минимум сделайте разделение на хантеров (продажи новым клиентам) и фермеров (работа с текущей базой). Подумайте о разделении по клиентам: партнеры или непосредственно конечные заказчики, например или региональное разделение, если Вам это актуально.
  4. Автоматизация работы отдела. Если у Вас на предприятии есть такой канал продаж, как холодные звонки, то автоматизируйте этот процесс. Есть программы, позволяющие делать одному менеджеру до 400 звонков в день. Это реальная экономия и оптимизация работы. В целом, установка CRM, хоть и потребует определенных вложений, но скорее будет хорошим помощником для ведения клиентской базы (хотя с этим временно можно справится и средствами Microsoft Office).
  5. Мотивация менеджеров по продажам. Увеличьте бонусную часть их KPI. Это мотивирует сотрудников делать больше продаж. Плюс введите правило поощрений лучшим продавцам. От отметки «продавец недели» до небольших денежных поощрений.
  6. Персонал. Внимательно посмотрите на результаты продаж каждого сотрудника за последние 12 месяцев. Если есть люди, которым вы давали последний шанс из жалости, но они не оправдали надежд – время расстаться с этими сотрудниками. Продавец должен продавать, в противном случае он занимает чье-то место.
  7. Каналы сбыта. В кризис нужно еще раз пересмотреть основные каналы продаж для клиентов. Если у Вас всегда это были личные продажи, то можно подумать над другими способами лидогенерации, например бесплатными конференциями онлайн или добавить рассылки и холодный обзвон. Отталкиваться нужно, разумеется, от потребительского поведения и ценностей клиентов.
  8. Время дигитализации. Подумайте над инструментами дигитализации в продажах и маркетинге, если Вы еще не пользуетесь ими. Увеличьте трафик на сайт, например, с помощью лид-магнита. Пусть маркетолог настроит автоворонки через рассылочные сервисы, установит пиксели на сайты, начнет работать с соц сетями и так далее. Многие инструменты сейчас или бесплатны совсем или условно-бесплатны.
  9. Участвуйте лично для заключения крупных сделок. Присутствие первого лица на встречах говорит о серьезном подходе компании и помогает контролировать работу продавцов во время ведения переговоров.

Чего бы я не советовала, так это отдавать сейчас продажи в call-центры, это не даст вам гарантию превращение трафика клиентов в лидов. Можно подумать про удаленного РОП, а лучше тренера по продажам, так как он и структуру поможет сделать более функциональную и будет заниматься обучением менеджеров по сбыту, возможно созданием скриптов. Но менеджеров по сбыту я бы оставила в компании на постоянной основе. Это поможет лучше ими управлять и быстро менять стратегию продаж при необходимости.

Поделиться