Статья для портала «Коммерческий директор»
В статье рассказываю о важности бизнес-процессов продаж, привожу пример бизнес-процесса для рынка B2B, говорю о необходимых документах по продажам на предприятии.
Вы узнаете:
Процесс продажи товаров или услуг, о котором менеджеры отдела продаж имеют нечеткое представление, обречен в лучшем случае на замедленный старт, низкую конверсию этапов продаж, а в худшем – на отсутствие результата совсем.
Почему нужно подойти к продажам, как к бизнес-процессу:
Документы, которые будут описывать схемы продаж могут иметь разный формат. Мое мнение, что классическая блок-схема и книга продаж с кратким описанием каждого этапа бизнес-процесса – минимальный набор документов, необходимый предприятию. В зависимости от сферы бизнеса и коммуникационных каналов, список документов может расшириться на скрипты продаж (часто для холодных звонков) и презентации товара для менеджеров (при сложном товаре продажи с «переводом» технических терминов), четкого описания воронки продаж и функций каждого подразделения отдела продаж.
Краткий бизнес-процесс в продажах выглядит так:
Но я хочу дать более развернутую схему. Нагляднее всего будет описать бизнес-процесс продаж на примере. Я, как эксперт в сфере промышленных B2B, предлагаю рассмотреть пример бизнеса-процесса продаж предприятий промышленного сектора для менеджеров по сбыту, ответственных за привлечение новых клиентов (хантеры отдела продаж). Сразу оговорюсь, что речь пойдет о внешнем бизнес-процессе сбыта. Внутренние бизнес-процессы осуществления продаж не менее важная составляющая блок-схемы продаж, необходимая для изучения менеджеров ОП, но это совершенно отдельная тема.
Средний цикл сделки около года и более, сумма контракта – от 1 млн и более.
Этапы анализа и знакомства
Представления конкурентной составляющей и доли предприятия на рынке – крайне важная информация, которая должны быть сжата и представлена сотруднику отдела сбыта в качестве вводного первого этапа схемы продаж. На SWOT-анализе необходимо отметить и слабые стороны товара, чтобы не делать ошибок в переговорах. УТП описывается списком, желательно сделать УТП и товара и самой компании, предлагающей его.
На сколько бы странно не звучал этот пункт, но я настаиваю на том, что незнание менеджером того, что он продает – это катастрофа в сложных технических сферах (производство, промышленность) или IT. Здесь желательно указать наименование отделов компании, куда менеджер может обратиться за консультационной поддержкой или назначить постоянного технического куратора (presale инженер).
Так как наш пример бизнес-процесса для хантеров отдела продаж компании b2b промышленного сектора, то ЦА – это юридические лица, список которых ограничен. Однако стоит указать хотя бы общие характеристики предприятий, покупающих продукцию компании.
Но так как практически любая продажа – это процесс H2H (human to human), основной упор нужно сделать на описание ЛПР предприятий-заказчиков: пол, возраст, семейное положение, жизненные ценности, посещение социальных сетей, хобби, возможно принадлежность к определенному поколению. Чем больше параметров будет использовано для описания портрета покупателя, тем проще будет осуществлять успешные сделки. Так как я исхожу из того, что до описания бизнес-процессов продаж на предприятии проведен полноценный анализ клиентов и выявлены наиболее перспективные к сотрудничеству, то портретов ЦА будет максимум три (например, генеральный директор компании-клиента, директор по инвестициям и главный инженер).
Выбор канала сбыта продукции определяется из предыдущего пункта. Важно понимать, где, в какой информационной плоскости, среде самая высокая вероятность правильного восприятия лидом информации о товаре. Сколько времени в день, к примеру, он тратит в онлайн, и стоит ли использовать каналы диджитал продажи для того, чтобы привлечь его внимание. В нашем примере пока самым эффективным каналом коммуникации с клиентом являются прямые продажи через личные встречи с ЛПР.
Для промышленного рынка b2b потребности клиента можно выявить из открытых инвестиционных программ (если заказчик – предприятие с долей участия государства, например) или через общение со средним уровнем менеджмента предприятия, проведенных недавно конкурсных процедурах. В этом разделе описания бизнес-процесса продаж можно лишь предложить менеджеру источники информации, откуда можно потребность клиента выявить, так как потребности могут меняться от конкурса к конкурсу.
Этапы превращения клиента из потенциального в реального
Определить лид-магнит на этом этапе процесса продаж менеджер по сбыту должен сам. Главное, чтоб он не забыл этот важный пункт. Установление контакта в нашем примере происходит через первое информационное письмо (оффер), который попадет к ЛПР клиента от секретаря или сразу через личную встречу.
На данном этапе стоит указать документ со скриптами продаж (при наличии), проверить Soft Skills (коммуникативные навыки) и напомнить про структуру переговоров: приветствие (Small Talk и сторителлинг) – представление – крюк ясности (важно не пропустить) – умение представлять товар и задавать вопросы – договоренность о следующей встрече.
Для умения задавать вопросы для примера может подойти техника SPIN-переговоров. Указать в схеме продаж нужно на необходимость продавца готовиться к первой встрече с клиентом – это важно.
Желательно для каждого клиента готовить отдельную презентацию, основываясь на базовой для акцента на индивидуальном подходе.
Это еще один лид-магнит, который присутствует в середине длинных продаж. Этот этап длинных продаж увеличит индекс доверия компании.
Очень важный этап. Здесь должно быть четко указано, куда должен обращаться менеджер за формированием коммерческого предложения, плюс сотрудник ОП должен понимать сроки подготовки, ценовую политику и возможность скидок для клиентов. Этот этап внешнего бизнес-процесса прочно связан с коллаборацией внутри компании. Идеально, чтобы внутренний процесс продаж был отражен в КИС и формирование коммерческого оффера было согласовано с необходимыми отделами в автоматизированном режиме. От менеджера по сбыту также требуется знать электронные площадки для открытых тендеров компании и владеть информацией о требованиях размещения документации на них.
По сути это следующая встреча с клиентом и ответ на его реакцию на направленное коммерческое предложение. Стоит напомнить продавцу о техниках работы с возражениями и необходимости вернуться к описанию конкурентной карты.
Завершающие этапы бизнес-процесса продажи
Как правило для указанного мной примера менеджер по продажам принимает непосредственное участие в согласовании контракта, наряду с юристами и экономистами компании.
В большинстве компаний работа отдела продаж заканчивается на этапе подписания контракта. Я выступаю против этого по двум причинам:
Заключительным этапом цикла продаж по конкретному клиенту является расчет индекса лояльности клиента. Так как задача грамотного менеджера по продажам не только принести договор компании, но превратить клиентов в постоянных, сделав из них адвокатов бренда.
На основании выше приведенного примера бизнес-процесса продажи для промышленного сектора предприятий B2B легко составить блок схему действий менеджера по продажам и определить в том числе взаимосвязи ОП с другими отделами предприятия.
Четко сформулировав и описав бизнес-процесс продажи для менеджеров, предприятие сильно сэкономит время управленцев среднего звена на вводные лекции о предприятии и о том, что и как продавать. Кроме того, самостоятельное ознакомление специалистов по сбыту с представленным бизнес-процессом продажи, последующие вопросы и реакция сможет дать дополнительное представление о новом сотруднике и о том, каких клиентов ему можно доверить.